Дополнительная информация

Русская литература взлелеяла много гениев, среди них Константин Николаевич Батюшков - замечательный поэт.

В пышную, торжественную, но тяжелую, неуклюжую поэзию первого десятилетия XIX века Батюшков входит как смелый новатор, как яростный поборник тщательной работы над словом.

Как умелый мастер он отшлифовывает стих, как кусок мрамора. Хорошо знакомый с итальянским языком, он смело берется за труднейшую и, как тогда считали, невыполнимую задачу - перенести в русский стих гармонию и мелодичность итальянского.

Фотографии Вологды
набережная вологда
Набережная VI Армии
 
 

Музей Константина Николаевича Батюшкова

"Звуки итальянские, что за чудотворец этот Батюшков!" - восторженно писал Александр Сергевич Пушкин на полях одного из его стихотворений. Пушкин шел за Батюшковым, свою свечу он зажег и от творческого огня поэта. Константин Николаевич Батюшков не был великим поэтом, но взволнованное дыхание его стиха с гениальной силой зазвучало именно в мощных ямбах Пушкина. После Батюшкова приход Пушкина был уже исторически подготовлен.

Судьба Батюшкова трагична. Все прогрессирующая душевная болезнь прервала его писательский путь как раз в тот момент, когда, по его собственному признанию, «от безделок» он собирался перейти к «чему-нибудь» поважнее. И в тот момент мы потеряли великого гения, получив взамен лишь отчаянную борьбу разума с безумием. И происходила эта борьба в Вологде, где прошли последние 22 года жизни великого поэта и мастера слова.

Здание, где проживал последние годы своей жизни Батюшков было построено в 1810 г. Нижний этаж теперешнего музея был занят конторой удельного ведомства, а верхний снимал для собственной семьи Г. А. Гревенс, который являлся К. Н. Батюшкову племянником и опекуном. Поэт занял маленькую угловую комнату, окна последней смотрели на архиерейское подворье и кремль.

В 1983 году помещение, где жил Батюшков, получило статус музея и было признано местом, где изучается творчество величайшего поэта, местом уроков-экскурсий для школьников, организации научных конференций, музыкальных и литературных вечеров, встреч творческой интеллигенции. В музее полно и безраздельно царит атмосфера XIX века.

Первый зал музея показывает жизнь поэта, говорит о его окружении и друзьях, о тех местах, где ему пришлось побывать.

Другая часть — интерьер зала квартиры Гревенсов, который был воссоздан по воспоминаниям публициста и поэта Н. В. Берга. Круглый стол с самоваром посередине, в простенках между окнами, которые выходят на улицу, два зеркала, дверь в коридор…

Мемориальных вещей не сохранилось, но обстановка напоминают о том, какой была комната при жизни Батюшкова. Библиотеку поэта также не смогли сохранить, однако круг его чтения восстановили по письмам, произведениям, записным книжкам.

Именно здесь, в квартире Батюшкова, разбился тот красивый сосуд с головы поэта, осколки которого растворились в атмосфере последних лет жизни великого гения. Быть может, нам удастся прикоснуться к величию поэта – величию торжества слова и столь же великому падению в бездну обреченной неизвестности.